Как выбрать чартерную яхту?

Яхтенная академия Дмитрия Рябчикова

Как выбрать чартерную яхту?

Итак, вы закончили обучение, получили долгожданные сертификаты, даже собрали команду друзей, и готовы отправиться в свой первый самостоятельный чартер. И если в этот момент, набрав в браузере «парусная яхта в аренду», вы потерялись в многообразии вариантов – попробуем дать несколько советов и сориентировать в выборе.

По каким критериям можно разделить доступные для чартера яхты?

  1. Размер лодки.
  2. Год выпуска.
  3. Комплектация.
  4. Цена аренды.
  5. Тип оборудования.
  6. Доплаты, страховой депозит и возможность его страховки;
  7. Размер предоплаты и сроки окончательного расчета.
  8. Репутация чартерной компании.

Первые два пункта – размер и возраст яхты, самые очевидные.

Размер яхты.
Очевидно, что чем больше яхта – тем она просторнее, комфортнее, и тем больший экипаж можно взять. Зато и маневры в марине первое время покажутся сложнее, и цена вырастет – как на аренду, так и на стоянки на маршруте.

Год выпуска.
Чем старше лодка, тем она дешевле. И на совсем старых яхтах, конечно, вероятность каких-либо серьезных поломок выше. Но и совсем новые, «только что с верфи» лодки грешат частыми поломками, и плохим качеством отделки. В первых же чартерах, почти как правило, отваливаются дверные ручки, появляются первые сколы. На новой яхте любое повреждение режет глаз, и шансы потерять часть депозита существенно больше, чем на походившей несколько лет яхте.

Личный опыт и рекомендация – в большинстве чартерных регионов лодок много, конкуренция и скидки большие, так что брать совсем старые лодки смысла нет – сэкономить существенно не получится.

Яхты до 10 лет можно брать смело – на них уже вполне современный дизайн и уровень комфорта, а имеющиеся «потертости» снизят придирчивость чартерной и помогут сохранить депозит. Яхты возрастом 2-4 года – практически идеальный выбор. На них уже исправили недостатки производителя, но они еще совсем свежие. Более новые яхты прекрасны, но стоит помнить о рисках для депозита.

Комплектация.
Яхты могут быть оборудованы очень по-разному. И, в зависимости от ваших планов, это может иметь значение:

1. Подруливающее устройство.
Самая очевидная и часто встречающаяся опция. Не нужна, если вы умеете швартоваться без нее, но существенно упрощает маневры в гавани. Хотя ей тоже нужно пользоваться правильно. Небольшая подсказка: на яхте с двумя перьями руля важно и наличие подруливающего устройства. Яхта с одним пером достаточно хорошо управляется и без него.

2. Размер танка пресной воды.
Легко колеблется от 200 до 800 литров. И если вы планируете стоять на якоре и пореже заходить в марины – эта разница критически важна.

3. Кондиционер.
Летом в Турции, с температурами воздуха до 40 градусов – крайне приятная опция. Однако обратите внимание, что кондиционер не будет работать от аккумуляторов. На большинстве яхт с гордой пометкой «С КОНДИЦИОНЕРОМ» скромно умалчивается, что кондиционер будет работать только в марине, при подключении к береговому электричеству.

4. Генератор.
Если вы хотите пользоваться кондиционером и на якорной стоянке – яхта обязательно должна быть укомплектована и генератором тоже. Наличие генератора повышает стоимость аренды, расход топлива – а также в некоторых странах могут брать дополнительные деньги и за каждый час работы генератора. Казалось бы, 5 долларов в час – смешные деньги. Но за 7 ночей с генератором легко может набежать и 350-400 евро.

5. Опреснитель.
Может работать как от батарей, так и от генератора. В некоторых регионах, где мало марин и возможностей пополнить запас воды может быть очень важен. И совершенно не нужен, если вы планируете ходить от марины к марине.
Тип оборудования яхты.

1. Парусное вооружение.

Грот может быть классический – при постановке поднимающийся по мачте наверх фалом. Или закручивающийся в мачту. Обе системы имеют достоинства и недостатки, при выборе яхты убедитесь, что берете яхту с понятными и удобными вам парусами.

Стаксель может быть классический – с двумя приходящими в кокпит шкотами. Или автоматический – небольшого размера, с кареткой носовее мачты, автоматически перелетающий с борта на борт при смене галса.

2. Двигатель и система передачи вращения на винт.
Возможны два варианта:
  • Винт на валу или «sail drive».
  • Винт на валу вынесен заметно ближе к корме, за счет чего на таких яхтах обычно больше эффект заброса кормы винтом.

Возможные доплаты.
При выборе яхты не только прямая стоимость аренды может иметь значение. Обращайте внимание на величину дополнительных сборов. Они всегда есть: финальная уборка яхты, оформление документов, страховой депозит – они могут оплачиваться на месте или заранее переводом, и в некоторых случаях существенно повышают стоимость чартера. Некоторые чартерные даже специально занижают стоимость аренды, повышая привлекательность своих яхт в момент выбора – но потом с лихвой добирают свое на завышенных доп платежах на месте.

Возвратный страховой депозит также колеблется от 1 000 до 5-6 000 евро. В некоторых случаях его согласны принять наличными, а иногда только блокированием средств на банковской карте. Часто – именно кредитной карте европейского банка. Убедитесь, что у вас будет возможность выполнить эти условия, чтобы не оказаться в неприятной ситуации при приеме яхты перед походом.

Иногда вместо возвратного депозита величиной несколько тысяч евро достаточно заплатить 300-400 евро невозвратно. Уточняйте, предоставляет ли чартерная такую услугу. Величина первого платежа, который нужно перевести при бронировании обычно составляет 30-50%. Срок окончательного расчета зависит от чартерной – иногда это 60 дней до начала похода, иногда 30%, а иногда можно договориться и рассчитаться на месте в первый день аренды.

Репутация чартерной.
В целом, обман и мошенничество в яхтенной индустрии не распространены, и большинство компаний работают честно. Однако нюансы всегда есть – и даже базы в разных странах одной крупной чартерной могут работать очень по-разному. Помочь в выборе в некоторой степени могут отзывы, или опыт работы брокера, которому вы доверяете.

Где бронировать яхту?
Как и в случае с выбором отеля, можно искать сайт непосредственно чартерной, и бронировать напрямую. Однако чартерных много, и найти лучший вариант перебором разных сайтов очень сложно. Существуют крупные сайты-агрегаторы, аналоги всем известного Букинга.

Пользоваться ими, в целом, удобно и выгодно – через одну форму поиска агрегатор покажет вам яхты десятков разных чартерных. Не стоит волноваться о переплате – агрегаторы получают комиссию от чартерных компаний, и не возьмут с вас ни копейки сверху. Наоборот, в конкурентной борьбе за клиента агрегаторы часто делятся с вами частью своей комиссии, делая дополнительные скидки.

Из минусов работы с крупными агрегаторами – не всегда на сайте представлена актуальная информация. Мы сталкивались с ситуациями, когда в рекламных целях предлагается уже занятая яхта по заниженной цене, а потом в диалоге пытаются предложить другую, более дорогую яхту. Также будьте готовы к оплате переводом в евро на иностранный счет, часто по невыгодному курсу. Не дайте красивой цене на сайте ввести вас в заблуждение – считайте стоимость со всеми дополнительными расходами.

Также у крупных агрегаторов нет ресурса оперативно поддерживать вас в процессе похода – их работа «продать» вам яхту.

Небольшие брокеры (такие, как мы) часто могут предложить вам лучшую цену, а также принять платеж в рублях, и лично поддерживать на всем протяжении процесса – от выбора яхты до планирования маршрута, оценки погоды, приема и сдачи яхты.

Предварительно выбрать яхту (и даже самостоятельно поставить на бронь) можно на странице поиска, а окончательную цену мы всегда рассчитаем индивидуально, и гарантируем самые большие скидки!