Швартовка лагом и отход от причала

Мастерство швартовки

яхтенная академия соснина и рябчикова

Швартовка лагом и отход от причала. Советы от Дмитрия Рябчикова.

«Что ты умничаешь, возьми багор да оттолкнись!»

Приходилось ли вам слышать такие «советы» от наблюдающих за вашими маневрами «профессионалов»? Мне так уже, наверное, не один десяток раз за время наших учебных швартовок. И это было бы смешно, если бы не было так грустно. Удивительно, сколько шкиперов не знает элементарнейших вещей, и сколько яхтенных школ этому не учат.

Значит, об этом нужно говорить, и не только на курсах, но и рассказывать общедоступно. «Оттолкнись багром!» – что не так? Конечно, в самом этом действии грубой ошибки нет. Если вы отходите от причала на маленьком швертботе – почему бы и нет. Но на 50-ти футовой яхте сделать это не так уж просто, да и смотреться будет весьма странно. А в заметный прижимной ветер и вовсе не получится – не хватит ни сил, ни длины багра.

Поэтому хочу поделиться простыми и легко запоминающимися приемами работы со швартовами (при швартовке лагом):

1. Подход к причалу.

Если во время швартовки у нас не хватает рук или просто нужно поджаться ближе к причалу:
Используем средний продольный - швартов, основанный на центральной утке (если ее нет подойдет даже лебедка грота фала) и направленный от центра яхты в корму. Натягиваем швартов, закладываем и плавно даем (увеличиваем) обороты вперед. От движения вперед яхту удержит швартов, яхта будет боком приближаться к причалу. Угол сближения яхты с причалом можно регулировать поворотом штурвала – поток воды от винта пойдет на перо руля, таким образом яхта сохранит управляемость.

Итак, на швартовке в любой непонятной ситуации используй "средний продольный" швартов.

Подход к причалу лагом​
Подход к причалу лагом
2. Отход от причала.

На отшвартовке всегда используем один из шпрингов – носовой или кормовой. Оставляем только один из швартовов и плавно работаем двигателем в сторону, противоположную направлению швартова. При отходе на носовом шпринге – даем ход вперед, на кормовом – ход назад. Выбор шпринга зависит от того, в какую сторону мы хотим отходить, а также от силы ветра.

- Отход на кормовом шпринге – носом вперед.

Этот способ - самый комфортный. Движение начинаем сразу носом вперед. Но есть ограничения – по носу от яхты должно быть место и прижимной ветер должен быть не слишком сильный.

Последовательность действий:

- отдаем все концы, кроме кормового шпринга;
- убеждаемся, что на шпринге нет слабины, и что на кормовой скуле есть кранцы;
- плавно даем обороты назад.

По необходимости, увеличиваем обороты, преодолевая воздействие прижимного ветра. Когда кормовая скула плотно легла на кранцы, а нос отошел от причала на достаточный угол, ставим на нейтраль, отдаем швартов и сразу же даем обороты вперед. Все эти три действия нужно делать очень быстро, чтобы не дать прижимному ветру вновь прижать нос яхты к причалу. Чем сильнее ветер, тем быстрее нужно выполнять маневры.
Отход на кормовом шпринге – носом вперед
Отход на кормовом шпринге – носом вперед
- Отход на носовом шпринге – кормой вперед.

Если отойти на кормовом шпринге не удается – недостаточно места по носу или слишком сильный ветер, всегда есть возможность отойти кормой. Этот способ работает даже в сильный ветер. Когда даем ход вперед, даже не отдавая швартов, сразу хорошо начинает работать перо руля. Последовательность действий:

- отдаем все концы, кроме носового шпринга;
- убеждаемся, что шпринг натянут, а на носовой скуле достаточно кранцев;
- плавно даем ход вперед, по необходимости добавляем обороты;
- перекладываем штурвал в сторону причала.

Благодаря тому, что при таком маневре хорошо работает руль, отвести корму от причала можно далеко, в пределе – до положения яхты перпендикулярно причалу. Следить нужно за безопасностью форштевня – прежде, чем лодка ляжет штевнем на причал мы:

- ставим руль прямо;
- ставим ручку газа в нейтральное положение;
- даем команду «отдать носовой»;
- даем ход назад (сразу средние обороты).

В идеале, последние 4 шага делаются практически одновременно, носовой швартов должен быть готов к моментальной отдаче. Все это - лишь самые азы. Держите их в голове и не забывайте пользоваться на практике. Всем безопасных швартовок! Дмитрий Рябчиков и Яхтенная Академия Соснина и Рябчикова!

Отход от причала на носовом шпринге​
Отход от причала на носовом шпринге