Якорная стоянка

Безопасная ночёвка на якоре

Яхтенная академия Дмитрия Рябчикова

Безопасная ночевка на якоре. Советы от Дмитрия Рябчикова.

В последнее время ко мне поступило несколько вопросов о безопасности ночных якорных стоянок. Конечно, ночью хочется спать, но просыпаться на скалах или из-за столкновения с соседней яхтой — это не самая приятная ситуация.

Требования из учебников понятны, но часто невыполнимы в реальном чартерном яхтинге. Например, если выбор достаточно защищенной от волны и ветра якорной стоянки действительно необходим, то требования безопасной дистанции - в сезон в Турции или Италии выполнить просто невозможно. Слишком тесно.

То же и с несением непрерывной якорной вахты. Объективно, якорная вахта нужна и правильна. Когда я только приходил в яхтинг с большого флота, мысль, что весь экипаж может крепко спать на якоре, казалась мне дикостью. С опытом я понял, что требовать такой самоотверженности от круизных яхтсменов, идущих в море отдохнуть, наивно и нереалистично.
Якорная стоянка у острова Гемилер \ Gemiler
Якорная стоянка у острова Гемилер \ Gemiler
Вот несколько приемов, которые я использую сам, чтобы и поспать, и безопасностью не жертвовать. Безопасность и надежность якорной стоянки зависит от 4 факторов. Проанализировав каждый из них, я могу достаточно точно предсказать, чего ждать приближающейся ночью:

1. Выбор яхтенной стоянки — защищенность, глубина, тип грунта, обилие и близость соседей.
2. Отдача якоря и проверка удержания.
3. Прогноз погоды.
4. Использование программ типа «Anchor Watch».


Теперь расскажу подробнее о каждом из них, с максимально простой инструкцией по применению.

• Выбор якорной стоянки.

До начала перехода важно убедиться, что там, куда мы идем есть подходящая якорная стоянка. В нее не должна заходить волна, по возможности, вы должны быть прикрыты от ветра. Имеет значение характер грунта. Глина и ил отлично держат якорь. Песок — чуть хуже. Водоросли сильно повышают риск, что якорь поползет. А по каменистому дну якорь может и ползти, и зацепиться так, что потом не поднимешь.

Глубина должна быть чем меньше — тем лучше, при условии безопасного запаса воды под килем и безопасной дистанции до берега.

• Отдача якоря.

То, насколько удачно отдан якорь, и насколько хорошо он держит (закопался в грунт) — имеет ключевое значение. Поэтому отдаем якорь не спеша, следующим образом:

— останавливаем яхту в точке отдачи якоря;
— стараясь оставаться на месте, вытравливаем длину цепи, равную глубине в этой точке по эхолоту, плюс пару-тройку метров для гарантии. Если на цепи нет отметок, показывающих отданную длину — можно просто медленно считать про себя, из расчета 1 метр цепи — одна секунда;
— когда якорь лег на грунт, начинаем медленно смещать яхту от якоря, продолжая травить цепь. Яхта должна двигаться медленно, чтобы не потащить за собой якорь. Когда цепи отдано достаточно (по учебнику — 5 глубин), останавливаем яхту и проверяем, взял ли якорь.
— Очень-очень плавно даем ход назад. Яхта не должна разгоняться — поэтому даем минимальные обороты назад, и тут же ставим на нейтраль. При необходимости — повторяем. Цепь должна натягиваться очень плавно. Рывок цепи разогнавшейся яхтой почти гарантированно сдернет даже закопавшийся якорь, и все придется начинать сначала. Когда цепь натянута, а яхта стоит на месте — плавно увеличиваем обороты двигателя хотя бы то 1000-1500 об/мин. Если яхта стоит на месте — поздравляю вас, якорь держит). Если яхта продолжает движение назад — поднимаем якорь, и пробуем еще раз сначала. Может потребоваться повторить 2-3-4 раза. Это нормально. (Если я встаю на пару часов покупаться-пообедать, я пренебрегаю такой проверкой, для экономии времени. Если стоим на ночь — имеет смысл потратить время и спать спокойно.

• Прогноз погоды.

Все достаточно очевидно — если по прогнозу штиль, никуда мы не денемся. Если свежий ветер, да еще и со сменой направления — я, как минимум, буду спать прямо в кокпите, вполглаза, или вовсе распишу якорную вахту, посменно.

Технические средства судовождения – программки типа «Anchor Watch». Таким программам нельзя доверять безоговорочно – они не отменяют и не заменяют 3 предыдущих пункта.

Тем не менее пользоваться ими можно и обязательно нужно. Не активировав такую программу, я не пойду спать на якоре даже в штиль. Функция автоматической якорной вахты часто бывает на карт-плоттерах, также можно (и нужно) установить такую программу на телефон.

Работают они следующим образом: вы устанавливаете точку отдачи якоря, и радиус безопасности (длину цепи) – задаете окружность, внутри которой перемещение яхты считается безопасной. При выходе яхты за пределы окружности, сработает будильник. Не забудьте установить программу на телефон заранее – по закону подлости, на якорной стоянке окажется плохой интернет или не хватит трафика в роуминге.

Также надо помнить, что подобные программы расходуют много энергии, телефон лучше подключить к внешнему аккумулятору или USB розетке на яхте. Переход телефона в спящий режим также может отключить отслеживание вашей позиции – убедитесь, что вы проверили все настройки телефона, не выключайте дисплей.

Ходите в море безопасно и с удовольствием!