Идеальный шторм

Яхтенная академия Дмитрия Рябчикова

Идеальный шторм

В Яхтенной Академии Соснина и Рябчикова мы учим, что идеальный шторм – это шторм, которого удалось избежать. Однако в море, как и в жизни, любой из нас может столкнуться со сложной неожиданной ситуацией, которая может представлять опасность. И как ни осторожничай, невозможно стать хорошим капитаном, не научившись умело и безопасно справляться с бурей.

Как же получить навыки штормования? Умение ходить в море в плохую погоду приходит только с опытом. Не нужно торопить этот процесс – знания и навыки должны усваиваться постепенно.

Для начала давайте рассмотрим возможные тактики штормования в теории. В зависимости от преобладающих условий возможны три варианта действий:

  1. Продолжать следовать проложенным курсом (часто острым) с минимумом парусов;
  2. Уходить от шторма на полных курсах;
  3. Дрейфовать с убранными парусами в ожидании улучшения погоды.

Расскажу подробнее о каждом из вариантов:

1. Продолжение движения проложенным курсом с минимумом парусов:

Уменьшаем площадь парусности до минимума. По возможности, меняем штатные паруса на штормовой комплект (на чартерных яхтах его скорее всего нет). Самый распространенный способ – убрать грот и идти под сильно зарифленным стакселем. Как правило, на острых курсах, встречая волну скулой (спереди сбоку), и отрабатывая особенно мощные порывы ветра дополнительным приведением еще круче к ветру.

Этот способ часто используется в прибрежных водах, когда безопасный маршрут четко задан близкими опасностями, и при штормах средней силы.

2. Уход от шторма на полном курсе (Образ действий понятен из названия):

Плюс способа – быстрое и относительно комфортное движение, быстрый уход с пути циклона при правильно выбранном галсе (вспоминаем правило Бейс-Балло Buys Ballot's law). Нагрузка на паруса и такелаж меньше, т.к. мы убегаем от ветра, сила вымпельного ветра уменьшается почти на величину нашей скорости. Но рифить паруса нужно вовремя! Хорошее решение – остаться под одним стакселем.

Минусы способа – набегающая сзади волна стремится развернуть яхту бортом к волне. Это усложняет работу рулевого, а в серьезных штормах может быть по-настоящему опасно. Причем такой разворот яхты может случиться внезапно. Оценить момент, когда такой способ из комфортного становится опасным достаточно сложно.

Для улучшения управляемости яхты с кормы можно вытравить плавучий якорь-drogue (длинная веревка с большим количеством маленьких якорей-парашютиков), а при его отсутствии – обычный длинный швартов.
плавучий якорь drogue
Небольшой крик души - многие школы, по какой-то удивительной причине, до сих пор на своих штормовых тренингах учат ходить в штормовые ветра под одним гротом. Это не соответствует простой логике и хорошей морской практике, в особенности на полных курсах - бегите от таких инструкторов, ибо не ведают они, что творят!

Согласен, что нет двух одинаковых яхт, и есть редкие случаи, когда яхта плохо управляется под одним стакселем. Но, опять же, это снова не про стандартные чартерные яхты.

В чем преимущество стакселя, и опасность движения с одним гротом? Дело в том, что стаксель тянет яхту за собой, а весь корпус яхты работает как стабилизатор. Яхта гораздо лучше удерживается на курсе, становится менее рысклива, облегчая жизнь рулевому и снижая риск разворота бортом к волне и ветру.

Грот же, наоборот, толкает яхту вперед ближе к корме, а сопротивление воды препятствует движению яхты упором в носовую часть. Таким образом, яхта все время стремится развернуться.

Вдвойне это важно на полных курсах, когда кроме ветра сильным разворачивающим эффектом обладает и догоняющая сзади волна.
Кроме всего прочего, со стакселем легче работать, его можно дополнительно зарифить или убрать практически на любом курсе, без необходимости разворота носом против волны и ветра.

3. Дрейф в ожидании улучшения погоды.

Разделяют несколько типов дрейфа:

– дрейф под зарифленными гротом и стакселем (стаксель работает обстень);
– дрейф под рангоутом;
– дрейф с плавучим якорем.

Виды дрейфа и особенности использования и настройки плавучих якорей – тема для отдельной большой статьи или даже целого учебного курса по штормованию.

Если говорить коротко – дрейфующая яхта имеет минимальный ход относительно воды, таким образом уменьшается сила ударов о волны и снижается риск сближения с возможными навигационными опасностями.

Яхта с минимум парусов или под рангоутом дрейфует бортом к волне, что замедляет движение, однако это крайне некомфортно, а в некоторых случаях может быть даже опасно. Вытравленный с носа плавучий якорь удерживает яхту носом против волны и ветра – т.е. самой защищенной частью корпуса.
плавучий якорь удерживает яхту
Из минусов способа можно выделить рыскание яхты из стороны в сторону, а также большие, иногда рывковые нагрузки на плавучий якорь и места его крепления к яхте.

Резюмируя - не забывайте вовремя проверять прогноз погоды, знайте особенности управления яхтой и трезво оценивайте силы и возможности экипажа. Всем безопасных походов!