В Яхтенной Академии Соснина и Рябчикова мы учим, что идеальный шторм – это шторм, которого удалось избежать. Однако в море, как и в жизни, любой из нас может столкнуться со сложной неожиданной ситуацией, которая может представлять опасность. И как ни осторожничай, невозможно стать хорошим капитаном, не научившись умело и безопасно справляться с бурей.
Как же получить навыки штормования? Умение ходить в море в плохую погоду приходит только с опытом. Не нужно торопить этот процесс – знания и навыки должны усваиваться постепенно.
Для начала давайте рассмотрим возможные тактики штормования в теории. В зависимости от преобладающих условий возможны три варианта действий:
- Продолжать следовать проложенным курсом (часто острым) с минимумом парусов;
- Уходить от шторма на полных курсах;
- Дрейфовать с убранными парусами в ожидании улучшения погоды.
Расскажу подробнее о каждом из вариантов:
1. Продолжение движения проложенным курсом с минимумом парусов:
Уменьшаем площадь парусности до минимума. По возможности, меняем штатные паруса на штормовой комплект (на чартерных яхтах его скорее всего нет). Самый распространенный способ – убрать грот и идти под сильно зарифленным стакселем. Как правило, на острых курсах, встречая волну скулой (спереди сбоку), и отрабатывая особенно мощные порывы ветра дополнительным приведением еще круче к ветру.
Этот способ часто используется в прибрежных водах, когда безопасный маршрут четко задан близкими опасностями, и при штормах средней силы.
2. Уход от шторма на полном курсе (Образ действий понятен из названия):
Плюс способа – быстрое и относительно комфортное движение, быстрый уход с пути циклона при правильно выбранном галсе (вспоминаем правило Бейс-Балло Buys Ballot's law). Нагрузка на паруса и такелаж меньше, т.к. мы убегаем от ветра, сила вымпельного ветра уменьшается почти на величину нашей скорости. Но рифить паруса нужно вовремя! Хорошее решение – остаться под одним стакселем.
Минусы способа – набегающая сзади волна стремится развернуть яхту бортом к волне. Это усложняет работу рулевого, а в серьезных штормах может быть по-настоящему опасно. Причем такой разворот яхты может случиться внезапно. Оценить момент, когда такой способ из комфортного становится опасным достаточно сложно.
Для улучшения управляемости яхты с кормы можно вытравить плавучий якорь-drogue (длинная веревка с большим количеством маленьких якорей-парашютиков), а при его отсутствии – обычный длинный швартов.