Парусный спорт требует особого внимания и дисциплины. Даже небольшие промахи могут привести к серьезным последствиям. В этой статье разберем самые распространенные ошибки начинающих яхтсменов и расскажем, как их предотвратить.
1. Отсутствие четкого плана
Импровизация в море – плохая идея. Зачастую молодые капитаны откладывают принятие важных решений «на потом», отдавая противоречивые команды экипажу в последний момент, они неизбежно сеют хаос и непонимание на борту. Продумывайте последовательность действий заранее, если боитесь что-то забыть - записывайте и обсуждайте с экипажем. С опытом все будет происходить на автомате, вам будут подсказывать мышечная и зрительная память, но пока вы только учитесь, не бойтесь делиться своими планами и переживаниями с командой, планируйте все заранее и тщательно взвешивайте принятые вами решения.
2. Игнорирование прогноза погоды
Ветер и волны могут резко измениться, поэтому важно следить за метеосводками. Многие начинающие яхтсмены забывают об этом. Однако именно информация о погоде и направлении ветра помогут вам избежать шторма, заранее позаботиться об экипировки, выбрать наиболее безопасный маршрут и место для стоянки. Перед сходом на воду убедитесь в том, что у вас установлено специальное приложение с прогнозом погоды для яхтсменов, например Windy. Возьмите за привычку своевременно проверять его, покинув сушу.
3. Неправильно подобранная экипировка
Все мы видели, как Голливудские актеры бороздят морские просторы с голым торсом и босиком, стараясь произвести впечатление на своих возлюбленных на экране. Однако о подобном внешнем виде не может быть и речи на настоящей яхте. Наличие головного убора убережёт вас от солнечного удара, перчатки – от стёртых ладоней во время работы с веревками, а обувь на нескользящей подошве - от падений, ведущих к травмам и переломам. Не забывайте о своей безопасности, ведь палящее солнце на открытой воде не щадит никого.
4. Хаос с веревками
Новички часто пренебрегают подготовкой такелажа: не распутывают узлы заранее, оставляют шкоты и фалы в беспорядке. В результате кокпит превращается в лабиринт из веревок, где легко споткнуться или получить травму. Каждому яхтсмену стоит взять за правило всегда следить за порядком в кабине и перебирать веревки, прежде чем приступать к работе с парусом. Это поможет не только избежать несчастного случая, но и вовремя заменить изношенные веревки.
5. Травмы из-за небрежности
После окончания обучения многие яхтсмены расслабляются и начинают игнорировать технику безопасности. Например, работают с лебедками без перчаток или пытаются удержать шкоты голыми руками. Но даже легкий порыв ветра может резко натянуть трос, повредив кожу. Всегда работайте в специальных яхтенных перчатках, способных выдержать трение о веревку. Не травите резко шкоты и фалы, а используйте для этого лебедки. Также следите за положением рук и работой пальцев, чтобы избежать травм.
6. Неправильная длина фала для динги
Слишком короткий фал заставит резиновую лодку биться о корму, создавая дискомфорт экипажу и портя имущество, а слишком длинный может намотаться на винт, что ограничит маневренность, особенно опасно это при постановке на якорь. Перед стоянкой не забывайте укорачивать фал или поднимать динги на борт.
7. Проблемы при швартовке
Швартовке традиционно отводят важное место в программе обучения яхтингу - без освоения этого навыка невозможно получить права. Однако теоретических знаний зачастую оказывается недостаточно: новички нередко задевают килем швартовые тросы соседних судов, ударяют кормой о причал или допускают столкновение с другими лодками. Чтобы избежать подобных ситуаций стоит сбрасывать скорость перед заходом в марину, внимательно следить за расстоянием между лодками и заранее вывесить за борт кранцы. Если вы устали или не уверенны в своих силах, лучше вызовите маринера, он поможет вам пришвартоваться.
8. Ошибки при постановке на якорь
Многие начинающие яхтсмены уверены, что нет ничего проще, чем встать на якорь в дикой бухте. Однако из-за отсутствия опыта они совершают ряд ошибок: выбирают неподходящую глубину, отпускают недостаточно цепи или не учитывают возможное ухудшение погоды. В результате чего яхту может сорвать с места. Чтобы избежать этого стоит внимательно выбирать место для стоянки: проверять глубину и тип дна, отдавать цепь с запасом (минимум 3:1 к глубине) и выдерживать дистанцию от других судов.
9. Резкий подъем якоря
Если якорь поднимать слишком быстро, он может повредить бушприт или корпус. Это считается одним из самых распространенных повреждений во время чартера. Все дело в скорости поднятия якоря – молодые яхтсмены не следят за ней, что приводит к увеличению скорости удара острых концов якоря о корпус яхты. Чтобы уберечь судно от повреждений стоит поднимайте якорь плавно, контролируя его положение. Не забудьте убедиться в том, что якорь чист, за него не зацепились водоросли и ил, а также он находиться в нужном положении.
10. Обезвоживание
На воде чувство жажды притупляется, однако организм теряет больше жидкости, чем на суши. Поэтому не забывайте регулярно пить воду. Приобретите многоразовую бутылку или кружку с крышкой и держите ее всегда под рукой.
Хотите уверенно управлять яхтой? Яхтенная Академия Дмитрия Рябчикова поможет вам стать капитаном! Опытные инструкторы научат избегать ошибок и подготовят к регатам и морским путешествиям. С нами вы можете пройти обучение в Москве, Санкт-Петербурге и даже Турции. Научиться управлять яхтой и пройти переквалификацию.