Сертификаты ГИМС

Яхтенная академия Дмитрия Рябчикова

Что это такое? Как и зачем получить сертификат ГИМС? Является ли сертификат ГИМС международным яхтенным удостоверением? Место российских яхтенных сертификатов в современном яхтенном мире и перспективы их развития.

Что это такое? Как и зачем получить сертификат ГИМС? Является ли сертификат ГИМС международным яхтенным удостоверением? Место российских яхтенных сертификатов в современном яхтенном мире и перспективы их развития.

Сертификаты ГИМС (выданные государственной инспекцией маломерных судов) – единственные документы в России, дающие законное право управлять маломерными судами: катерами и яхтами для личного пользования, используемыми в некоммерческих целях.

Да, существуют еще сертификаты Министерства Транспорта (Минтранс) и Всероссийской Федерации парусного спорта (ВФПС), но пусть они не вводят вас в заблуждение:

Сертификаты Минтранса, конечно, абсолютно легитимны и очень уважаемы – но предназначены в первую очередь для судов, занятых в коммерческой эксплуатации. Такие суда (катера, яхты) должны быть зарегистрированы в Морском или Речном регистре судоходства. Сделать это намного сложнее, чем регистрацию в ГИМС. А получить сертификат Минтранса, в свою очередь, намного сложнее, чем сертификат ГИМС. Абсолютное большинство катеров и яхт в России зарегистрированы именно в ГИМС, и для управления ими нужны права ГИМС.

С сертификатами ВФПС еще проще. Регистрация яхт, и права ВФПС на управление ими – чисто спортивные. Они позволяют принимать участие в организованных федерацией соревнованиях, но ни в коем случае не заменяют государственную регистрацию и сертификаты. На практике на данные момент это проверяется инспекторами ГИМС не так строго – но может поменяться в любой момент. По факту, это все равно, что ездить по дорогам общего пользования с удостоверением мастера спорта вместо водительского удостоверения. )

Является ли сертификат ГИМС международным яхтенным удостоверением?

Все яхтсмены хорошо знают, что наиболее узнаваемыми яхтенными сертификатами являются сертификаты международных ассоциаций IYT (International Yacht Training) и RYA (Royal Yachting Association). Действительно, эти сертификаты очень авторитетны, и по ним чартерные компании почти всего мира с удовольствием дают яхты в аренду.

Однако, согласно решениям ООН и международной морской организации IMO, будущие судоводители должны обучаться в родной стране и на языке, носителями которого они являются. Именно государственный документ, выданный страной проживания, является наиболее юридически значимым яхтенным сертификатом. Современные сертификаты ГИМС имеют перевод на английский язык и четкое указание, каким типом судов может управлять их владелец. Практика признания сертификатов ГИМС иностранными чартерными компаниями становится все более распространенной и общепринятой. И строго говоря, сертификаты ГИМС являются наиболее законными сертификатами для российских яхтсменов. Хотя, конечно, на сегодняшний день, сертификаты IYT и RYA остаются наиболее престижными, и незаменимы для тех, кто хочет не только отдыхать, но и профессионально работать в международной яхтенной индустрии.
Сертификат ГИМС
Как получить сертификат ГИМС?

На данный момент (весна 2024 года) ГИМС не занимается обучением судоводителей, и не требует обязательного обучения в той или иной школе. Оставить заявление на получение сертификата ГИМС можно на сайте Госуслуги. Затем необходимо оплатить пошлину в размере 1300 рублей и сдать квалификационный экзамен. Первая часть экзамена, теоретическая, проходит в формате теста в классе выбранной инспекции ГИМС. Затем остается сдать практический экзамен. Для прохождения испытаний на моторном судне катер обычно предоставляет ГИМС; Для сдачи экзамена на парусную яхту придется приходить на своей или арендованной яхте (можно на нашей;)).

Отсутствие требований к обучению одновременно является и большим плюсом, и минусом. Если вы действительно опытный яхтсмен, с изрядным количеством иностранных походов за спиной – вы экономите время и деньги, приходя прямо на экзамен.

С другой стороны, благодаря отсутствию контроля, появилось множество школ, обещающих научить управлять яхтой за несколько видеоуроков, и, в лучшем случае, за пару часов практических занятий на воде. А то и вовсе пишут, что практическое обучение не нужно – руль круглый, дальше разберетесь на месте. Конечно, такие утверждения безответственны и откровенно опасны.

Даже управление моторным катером, особенно на течении, в условиях волны или оживленного движения, требует серьезных навыков. Для безопасного выхода в море на парусной яхте обучение должно быть еще более серьезным. Не хотим никого пугать, научится этому может практически каждый, достаточно легко и быстро – но учиться, все-таки, обязательно нужно.

Виды сертификатов ГИМС. Типы судов и районы плавания.

По типу судов различают:

- Гидроцикл;
- Моторное судно;
- Парусное судно;
- Парусно-моторное судно;
- Судно особой конструкции (судно на воздушной подушке, амфибия и т.д.)

Районы плавания:

- ВП – внутренние воды РФ, на которых не действуют правила плавания по внутренним водным путям (несудоходные реки, озера..)
- ВВП – внутренние водные пути РФ. Здесь организовано судоходство в соответствии с правилами плавания по ВВП.
- МП – внутренние морские воды, а также территориальные воды РФ, морские воды до 12 миль от берега.
- МТ - морские прибрежные воды до 20 миль от берега (в соответствии с европейской классификацией - морские воды IV категории сложности I разряда).

Подавать заявку на Госуслугах, и затем сдавать экзамен можно как на одну выбранную категорию, так и на несколько сразу. Меняется количество вопросов в теоретическом тесте, и тип судна, на котором вы сдаете экзамен. На моторное судно, как правило, можно сдавать как на своем катере, так и на катере ГИМС. Парусных (и парусно-моторных) яхт в распоряжении ГИМС, как правило, нет. Поэтому для сдачи экзамена на парусную категорию вам придется прийти на своей (или арендованной) яхте.
В нашей школе вы можете пройти обучение, в том числе, и по программе ГИМС, и сдавать экзамен на нашей, уже привычной вам яхте.