Yachtmaster.
«Понты» или реальный уровень знаний?

Яхтенная академия Соснина и Рябчикова

Yachtmaster. Что это такое, кому нужно и зачем?

Спойлер: к сожалению, сейчас часто понты. А должны быть знания и опыт.
Спойлер 2: нужен яхтмастер далеко не всем, и не иметь его – абсолютно нормально.


Все яхтсмены делятся на две группы: Многие Бербоат Шкиперы годами ходят по Средиземке, и даже не задумываются о получении сертификата Yachtmaster. Хотя, вроде бы, записанные в логбук мили с лихвой позволяют. И лично я убежден, что это правильно. Нравится вам ходить из бухты в бухту, короткими перебежками? Купаться, греться на солнце и ночевать в спокойных маринах или защищенных бухтах? И прекрасно! Я и сам такой яхтинг очень даже люблю. И если не хочется идти куда-то сутками по волнующемуся морю и стоять ночные вахты – и не надо рваться за Яхтмастером.

Вторая большая группа начинает стремиться получить сертификат Яхтмастера через год (и даже меньше!) после получения сертификата Бербоат шкипера, после буквально одного-двух самостоятельных походов по условной Турции. Потому, что это стало модно. Потому, что это подтверждает некую «крутость». Так вот – не подтверждает.

Как работники чартерных хватаются за голову при виде шумных компаний в новых комплектах Musto, такие же примерно ожидания и от свежих яхтмастеров. А опыт и знания видны с первых минут приемки яхты.

И только третья группа, как обычно, самая малочисленная, готова идти под парусом в любую даль, не спрашивает, зачем нужны бумажные карты и классическая навигация (потому что это, как минимум, интересно) ищет в первую очередь знаний и опыта, и только потом корочек. И, конечно, именно с такими яхтсменами хочется ходить в море и делиться опытом. И вместе нарабатывать новый опыт – его никогда не бывает много.

Что же должен знать и уметь настоящий Яхтмастер? Конечно, это и достаточно глубокий уровень знаний. И навигация, и метеорология, и устройство яхты и судовых систем…

Но еще важнее – множество и множество мелочей, которые нигде, кроме как на практике не усвоишь и не поймешь. Даже Yachtmaster coastal дает право ходить на 150 миль от берега, в том числе и ночью. И можно ли получить такой опыт в прибрежных походах из бухты в бухту? Как можно освоить ночную навигацию, если не стоял долгих ночных вахт? Кроме всего прочего, кстати, это нереально красиво, и эмоционально сильно.

Банальные морские узлы. Знаю, что все их забывают – а надо уметь вязать, как ходить. С лету, в темноте, на мокром конце и на качающейся палубе.

Управление экипажем. Разбить экипаж на вахты, наладить быт на переходе в несколько суток. Почувствовать, когда и где нужно своего вахтенного поддержать и помочь, а когда можно поспать и самому.

Умение планировать. Морской сленг и обычаи. Умение договариваться – с маринами, с пограничниками, с яхтсменами с соседней лодки. Потому что сколько не планируй – в какой-то момент все пойдет не по плану. И ситуацию нужно будет решить ко всеобщему удовольствию.

И все это яхтмастер. И во всем этом поможет только опыт.

А где его взять? За редким исключением, подобные походы – либо дорого, либо непонятно с кем и на чем. Поэтому я не устану рекомендовать походы вроде нашего перегона с Балеар на Канары. Это действительно очень интересно. И море, и океан – днем и ночью. Современные марины Гибралтара и рыбацкие гавани Марокко.

Кто готов взять на себя вахту? И три недели (да хотя бы одну, если отпуск не позволяет) стоять ночные вахты, и ежедневно командовать яхтой по 8 часов – 4 днем, 4 ночью – самостоятельно, но с подстраховкой опытного капитана. Это больше, чем в любом самостоятельном чартере, так ведь? И нет другого способа получить оффшорный опыт, кроме как ходить в оффшорные походы.

Подводя итог – хотите расти и развиваться в море – растите и развивайтесь! Мы вам в помощь – но многое зависит только от вас. Тренируйте узлы, повторяйте простую теорию Бербоат Шкипера, чтобы она по-настоящему уложилась.

И ходите в море – хоть так, хоть этак.

Хотите корочку Яхтмастера побыстрее? Забейте и не парьтесь – она вам не нужна. Хотите знаний и опыта? Не спешите. Просто наслаждайтесь процессом, держите глаза открытыми. А корочки придут, это не проблема.